Культура и искусство

Алексей козлов умело доводит публику до оргазма

0:00 27 октября 2000
Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ «ФАКТЫ»

Потому что джаз -- это тот же секс

Алексей Козлов и джаз-рок-ансамбль «Арсенал», киевские концерты в рамках Всеукраинского тура (Большой зал Консерватории, 19--20 октября)

«Жизнь налаживается», -- сказал Козлов. Попсюки нагло возят в Киев по три года одно и то же под разными развесистыми слоганами, а Козлов, выступавший здесь полгода назад, опять приехал с совершенно новой программой. И не надо мне говорить, что нет плохих жанров. Джазовый музыкант по сути своей намного честнее, потому что играет честную музыку. И не надо пугаться этого загадочного слова «джаз». Вы даже не подозреваете, насколько это просто. Джаз -- это просто, если ты к этому готов, если внутренняя работа происходит в тебе ежедневно, а не только в день зарплаты. Если к собственному сердцу ты прислушиваешься не только во время приступа стенокардии.

Жизнь действительно налаживается, потому, что в зале -- лица в большинстве своем приятные, хоть и незнакомые. Потому что этот человек на сцене, этот Козлов -- черное кепи, пиджак в клетку «с карманами» -- имел наглость всю жизнь заниматься тем, что нравится. Фанки-баллада, светлая, спокойная, теплая -- как логичный итог борьбы за право быть собой. И хорошо, что для нынешнего состава «Арсенала» -- Евгений Шариков (бас-гитара), Дмитрий Илугдин (электропианино), Юрий Семенов (барабаны), -- «борьба» -- это только состязание на сцене, когда приходит время чьей-нибудь сольной партии. Отдельный комплимент -- бас-гитаристу.

Странность этой музыки -- джаз-рока, фанки -- в том, что она понятна каждому, без подготовки. Свобода, легкость, глубина -- вещь Козлова «Второе дыхание» (которую из-за древности стоило бы называть «третьим», как шутит сам Козлов), -- погружает сидящих в зале в океанскую вселенную, морское спокойствие, выветривая остатки чепухи и суеты из наших голов.

Козлов -- вряд ли только музыкант. Это библиотека хорошей музыки. Путеводитель. Потому что джазу научить нельзя -- можно помочь его полюбить. Вот Козлов отходит в глубину сцены, садится на стульчик, давая простор своим «мальчикам», и одобрительно качает в такт седой головой -- дескать, все правильно, одобряю, верно сыграно. На этот раз аплодисменты достаются пианисту Дмитрию Илугдину. После «Арсенала» начинаешь любить музыку вообще, учиться ей, углубляться в нее. «Арсенал» -- это больше, чем просто джазовый коллектив и даже больше, чем музыка, -- это просвещение в чистом виде, прививка против дурновкусия, это передвижная наглядная агитация в пользу музыки. «Сюита в Фа-миноре» -- пьеса поначалу довольно типичная, с саксофонными переливами, затем -- перекрестное соло баса и пианино, и вдруг неожиданный финал в совершенно ритм-н-блюзовом, почти маршевом темпе, когда они все вместе «урезают» нечто гениальное и простое, минут на пять.

Совсем новая пьеса Козлова, «Французский вальс», наоборот, обдуманный, мелодичный, «седой» опыт -- музыканта и человека. С доброй примесью ностальгии, когда все мысли движутся по спирали -- очертили круг -- и на новую орбиту, и мелодия никак не хочет заканчиваться… У музыкантов очень вдохновенные лица, когда они играют. Редкость.

Козлов умело выстраивает драматургию концерта -- в его программе произведения разбросаны не хаотично, но обоснованно. Фейерверк, каскад ритмов сменяется легкой, изящной мелодией, та, в свою очередь, -- угарной ритмичной композицией. Так Козлов умело и долго ведет слушателей к оргазму. Ибо джаз -- это секс. Да-да, ваш пресловутый секс, но не в прямом, журнально-глянцевом исполнении, а в виде эмоционального и интеллектуального удовольствия. Напоследок -- очень красивая ария Индийского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко» -- из серии экспериментов Козлова с академической музыкой. Завораживающая, окутывающая, обволакивающая. Короткое показательное выступление барабанщика -- такое ощущение, что каждая его рука и нога существуют независимо друг от друга, сплетая звуки в один узор лишь по сигналу из неведомого центра…

Они едут дальше, по Украине. Они поют «Детка, возвращайся домой». Возвращаться домой не хочется.

320

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Читайте также
Новости партнеров

© 1997—2020 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины

Материалы под рубриками "Официально", "Новости компаний", "На заметку потребителю", "Инициатива", "Реклама", "Пресс-релиз", "Новости отрасли" а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер