ПОИСК
Культура и искусство

Богдан ступка любил наряжаться в мамины платья, а олегу филимонову пришлось играть проститутку

0:00 12 декабря 2000
Людмила ГРАБЕНКО специально для «ФАКТОВ»

В арсенале режиссеров театра и кино множество комедийных приемов, но есть один -- совершенно беспроигрышный. Это -- исполнение мужчинами женских ролей. Правда, сегодня такой ход не всегда воспринимается однозначно -- даже сюда жизнь умудрилась внести свои коррективы, --- и играющий женскую роль актер-мужчина легко рискует получить репутацию человека с «нетрадиционной сексуальной ориентацией». Но все-таки стоит помнить, что перед нами -- актеры, смысл работы которых -- перевоплощение. И даже если отвлечься от театроведческого экскурса в историю, вспоминая о театральных традициях исполнения женских ролей мужчинами-актерами, все равно придется признать, что прежде всего это очень смешно.

Григорий Александров так правдоподобно изображал роженицу, что медсестра спросила его: «Мадам, это ваши первые роды?»

Первым мужчиной отечественного кинематографа, примерившим на себя женскую роль, был… Григорий Александров. Тот самый, знаменитый постановщик культовых советских кинокомедий -- «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Весна». В 1930 году Александров и его друг Сергей Эйзенштейн оказались в Швейцарии, где им заказали рекламный ролик… о родах. Вместе с камерой и съемочной группой они дежурили в лучшем роддоме Цюриха, но роженицы все не было. И тогда Эйзенштейн сказал Александрову: «Ложись и рожай!» И Григорию Васильевичу пришлось подчиниться… При этом он так правдоподобно стонал, что медсестра машинально спросила: «Мадам, это ваши первые роды?»

Часто, играя женские роли, актеры непроизвольно копируют своих родственниц. Так, Михаил Державин, по мнению знающих его семью людей, в женском образе очень похож на свою сестру. «Однажды, -- вспоминает актер, -- Аркадий Райкин, увидев, как я надел на себя женский платочек, сказал: «Ой, Миша, ты вылитая сестра твоя Таня!» И все захохотали. Младшая сестра действительно очень похожа на меня». Наверное, поэтому, когда надо было придумать поздравление к юбилею одного московского театра, Александр Ширвиндт сказал Державину: «Минь, а давай ты выйдешь женщиной!» Эта, богатая по своей сути идея, воплотилась в знаменитый эстрадный номер «Переводчик». Его показали по Центральному телевидению на юбилейном вечере Эльдара Рязанова, и сыгранная Державиным иностранная туристка, живущая в Доме колхозника, в одном номере с шестью оленеводами, полюбилась зрителям.

Женскую роль играет Державин и в спектакле Театра сатиры «Молчи, грусть, молчи… ». По его собственному признанию, самым трудным для него в этом спектакле было… научиться ходить в туфлях на каблуках. У актера высокий подъем, поэтому буквально через две-три минуты подобных «упражнений» у него сводит ногу, и он стоит, переминаясь с ноги на ногу. Ужасное мучение! А однажды Державину пришлось играть спектакль, будучи простуженным. И если говорить тонким женским голосом он к тому времени как-то научился, то кашлять, как женщина, не умеет. Вот и пришлось закашляться по-мужски. От принародной смерти от смеха актера спасла только широкая спина Александра Ширвиндта, за которую он успел спрятаться.

«Как же я вас, проституток, ненавижу!»

Известный «одесский джентльмен» Олег Филимонов часто играет женские роли в программе «Джентльмен-шоу». Костюмы ему придумывают и подбирают два костюмера, гримируют профессиональные гримеры Одесской киностудии, а вот образ он, как правило, придумывает себе сам. «Вообще, -- говорит Олег Николаевич, -- я очень похож на маму. Поэтому, когда люди видят меня в женском обличье, они говорят: «Ба! Да это мама Филимонова!» А что касается характера роли… Одесса настолько богата персонажами, особенно женскими, что прототипов -- огромное количество. Когда-то я жил в коммунальной квартире -- какая там была галерея образов! Какие речевые характеристики, помноженные на специфику одесского русского языка, они выдавали! Я и сейчас, когда хожу на Привоз, смотрю, слушаю, запоминаю, и, если можно так сказать, списываю своих героинь с одесских тетечек.

Что касается женской одежды, которую приходится на себя надевать, то это, конечно же, смешно, но -- первые две минуты, а потом я сживаюсь с образом и начинаю работать. И каблуки уже научился носить, что поначалу было достаточно сложно. Я от души сочувствую женщинам, которые носят обувь на высоких каблуках -- так очень трудно удержать равновесие. Но, возможно, центр тяжести у них расположен в другом месте, и им легче, чем мужчине, в аналогичной ситуации».

Однажды, на съемках очередного выпуска «Джентльмен-шоу», с Филимоновым произошла очень смешная история. Снимали известный анекдот: жена выходит из медицинского учреждения под названием «Центр здоровья семьи» и говорит мужу: «Миша, у нас будет ребенок!» А несчастный, забитый, со вколоченными волосами муж отвечает: «Софа, когда ты говоришь «у нас», кого еще ты имеешь в виду?» Поскольку в экранизациях анекдотов Филимонов играет всех, включая пионеров и мертвецов, то и Мишу, и Софу тоже играл он. Надо сказать, что Софа, по мнению самого Олега Николаевича, получилась достаточно вульгарной особой: мини-юбка, белые крашеные волосы, высокие каблуки, огромные накладные ресницы, тонна косметики на лице. На момент съемки всех прохожих от крыльца «Центра здоровья семьи» убрали, выставив оцепление. Но через все препоны и заграждения какая-то бабулька все-таки прорвалась. Она смерила Софу-Филимонова с ног до головы, оценивая при этом абсолютно все, и с чувством сказала: «Как же я вас, проституток, ненавижу!» Немая сцена, почти по гоголевскому «Ревизору», сменилась диким хохотом, причем громче всех смеялся сам Филимонов.

Подобная история, вполне подходящая под рубрику «Волшебная сила искусства», произошла и с «Кроликами», а точнее -- с Владимиром Данильцом. В «интеровской» программе «Проснись и пой!» он чаще, чем Владимир Моисеенко, играет женские роли. По мнению режиссера этого дуэта, Евгения Перебиноса, Данилец со своими пышными формами больше похож на женщину (кстати, в их первом эстрадном номере в пасторальном стиле «Пастух и Пастушка», именно ему досталась роль Пастушки). Вот что рассказывает об этом сам Владимир Данилец: «Для съемок я переоделся в девочку легкого поведения: колготки в сеточку, короткая юбка, грудь большую мне сделали, накрасили, паричок белый -- в общем, с ума можно сойти. И вот выхожу я из гримерной, иду по коридору киностудии, походочку женскую отрабатываю. Вдруг вижу, заходит мужчина какой-то, глянул на меня -- и за мной. Я захожу в павильон, он за мной. И слышу, как он у меня за спиной спрашивает кого-то из осветителей: «Что это за телка?» Ему отвечают: «Это не телка, это Данилец!» Тогда он так ошарашено воскликнул: «Елки-палки!» Жаль мужика, но бывает и такое… » Если говорить о деталях исключительно женской одежды и соответствующем макияже, то все это для Моисеенко (в его творческом списке тоже есть женские персонажи, например, Анна Каренина) и Данильца дело привычки. «Когда я играл Пастушку, -- говорит Владимир Данилец, -- то надевал полную женскую амуницию -- плавки, лифчик, колготки, кучу юбок. И, надо сказать, очень быстро это делал: как в армии, за 45 секунд. Я привык. А вот если говорить о женщине вообще, то это целый мир, который я так и не постиг. В женских ролях я купаюсь, не могу наиграться, потому что в любой женщине столько нюансов, у нее столько взглядов, столько разнообразных приспособлений! Столько женщин я уже сыграл, а и на 20% не показал женщину так, как надо было бы».

Иннокентий Смоктуновский назвал картину «Здравствуйте, я ваша тетя» «первым педерастическим фильмом отечественного кинематографа»

Самая знаменитая «дама» отечественного кинематографа -- это, конечно же, Александр Калягин в роли Донны Розы в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» И хоть, по воспоминаниям режиссера Виктора Титова, Иннокентий Смоктуновский назвал «Тетю» «первым педерастическим фильмом отечественного кинематографа», и сама картина, и роль в ней Калягина стали культовыми. Поскольку Донна Роза все-таки не женщина, а переодетый мужчина, решено было показать ее такой, какой мужчины видят женщин. Создатели картины пересмотрели великое множество женских журналов, прежде всего «Крестьянку» и «Работницу», и насчитали в арсенале любой уважающей себя дамы восемь взглядов-штампов, которые Калягину удалось весьма убедительно изобразить. Перенял актер и весьма характерные женские жесты, так, например, родилась знаменитая сцена, во время которой подуставший от беготни по лестницам Калягин-Тетя обмахивается юбкой, как веером. Надо сказать, что в ходе съемок актер настолько сроднился со своим образом, что его приняли за женщину в баре «Останкино», куда, за неимением свободного времени, он спустился в костюме -- в платье и туфлях на каблуках. «В очереди за кофе, -- рассказывает Калягин, -- я вдруг почувствовал на себе взгляд мужчины -- что это был за взгляд! Этот мужчина дышал мне в затылок так, что я это чувствовал сквозь парик. Когда я повернулся, он несколько опешил, но в лицо меня тогда никто не знал, и он продолжал советовать, какие к кофе взять пирожные. Руки этот мужчина распускать не стал, но я понял, что значит быть женщиной».

Знаменитый украинский актер, а ныне еще и министр культуры Богдан Ступка считает, что актер -- профессия женская. Он тоже всегда очень любил подсматривать и запоминать женские взгляды и жесты. А поскольку вырос актер за кулисами оперного театра, то может рассказать (и показать), как Кармен держала веер и какие жгучие взгляды она из-под него бросала. В детстве Богдан Сильвестрович любил наряжаться в мамины платья и играть для самого себя разнообразные роли. Позже, когда он уже стал актером, во время гастролей театра в Казахстане Ступка с приятелем позаимствовали одежду у загоравших девушек, надели ее и… имели бешеный успех. Актеру всегда хотелось заполучить женскую роль, и он белой завистью завидовал Дастину Хоффману, сыгравшему в знаменитом фильме «Тутси». Поэтому когда режиссер Андрей Жолдак предложил Богдану Сильвестровичу в своем спектакле «Не боюся сiрого вовка» перевоплотиться в женщину, актер с радостью согласился. И, по его собственным словам, получил от этой роли огромное удовольствие.

А вот Олег Табаков, сыгравший в известном телефильме «Мэри Поппинс, до свидания!» «фурию и гарпию» мисс Эндрю, о своей героине другого мнения. «Какая же это женщина? -- говорит он. -- Мужик в юбке, да даже не мужик, а вообще непонятно что. Но не женщина, это точно». А вот зрителям мисс Эндрю как раз очень понравилась, чего стоит одна только фраза, сопровождающая ее появление на экране: «Внимание! Я выхожу!» И все же подобные съемки чаще -- праздник, и не только для зрителей, но и для самих актеров.

В знаменитой советской комедии «Джентльмены удачи» Евгений Леонов, Георгий Вицин и Савелий Крамаров бодро шагают по зимней улице в шубах, платках и туфлях на каблуках «размер 42, 43 и 45». По воспоминаниям Георгия Михайловича Вицина, переодеваться в женские наряды было очень смешно, при этом особо уморительно смотрелся Леонов -- он был похож на бабку из деревни, что обычно на базарах семечками торгуют. «Уж мы посмеялись друг над другом, -- говорит актер, -- когда туфли подбирали! А вот когда снимали сцену в мужском туалете, люди чувствовали себя сконфуженно -- съемки проходили в настоящем кинотеатре. Роль эта мне запомнилась еще и потому, что в жизни я очень люблю дурачиться. Бывало, шутил над женой, надевал дома ее халат и танцевал «цыганочку». Я -- актер, и чем чуднее мне доставались роли, тем они для меня были интереснее».


«Facty i kommentarii «. 12-Декабрь-2000. Культура.

1168

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Читайте также
Новости партнеров

© 1997—2021 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины

Материалы под рубриками "Официально", "Новости компаний", "На заметку потребителю", "Инициатива", "Реклама", "Пресс-релиз", "Новости отрасли" а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер