ПОИСК
Культура та мистецтво

«На столике у Любови Орловой стояла фотография Льва Толстого с подписью: «Любочке на память»

7:30 11 лютого 2012
Сегодня легендарной советской актрисе исполнилось бы 110 лет

В советском кино Любови Орловой не было равных. Это универсальная актриса, умевшая блистательно играть, петь, танцевать, любить. Говорят, славой и популярностью Любовь Петровна обязана режиссеру и своему третьему супругу Григорию Александрову. После того как он снял ее в «Веселых ребятах», кинохиты посыпались один за другим: «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Встреча на Эльбе»… Последним фильмом, поставленным Александровым для своей супруги, стал «Скворец и Лира». Но картина была раскритикована в пух и прах и так и не вышла в прокат. Любови Орловой было уже 72 года. Актриса впала в глубокую депрессию, а вскоре врачи поставили ей страшный диагноз — рак поджелудочной железы. Александров пережил жену на восемь лет. Совместных детей у них так и не было. Единственный внук Александрова Григорий, наследник известной фамилии, живет в Париже. В живых мало осталось тех, кто снимался вместе с великой Орловой. Когда Владлену Давыдову предложили главную роль в картине «Встреча на Эльбе», актеру было всего 24 года. Этот фильм он называет своей счастливой звездой…

«Посмотрев «Веселые ребята», Сталин воскликнул: «Я как будто месяц был в отпуске»

 — Я очень взволнован тем, что позвонили из Киева, — признался народный артист России Владлен Давыдов. — С Украиной у меня связаны самые светлые воспоминания. В вашем замечательном городе родились великие Алла Тарасова, Александр Вертинский, живет актриса Валерия Заклунная, закончившая Школу-студию МХАТ. Одним словом, спасибо, что еще помните обо мне.

— Да как же не помнить! Ваши роли — одна лучше другой: Петр I из «Табачного капитана», Рокоссовский из «Освобождения»…

 — А я ведь до сих пор снимаюсь. Одна из моих последних работ — картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель». Впрочем, речь не обо мне. Все, что в моей жизни связано с великой Любовью Орловой, сегодня кажется сказкой. Вот как была популярна в Америке Мэрилин Монро, такой же славой обладала в Советском Союзе Орлова. Особенно до войны. Помню, впервые я увидел ее в картине «Веселые ребята», это был 1934 год. Тогда я учился в театральной студии Немировича-Данченко. Кстати, Орлова всегда считала себя ученицей Немировича-Данченко. Мы, студенты-мальчишки, смотрели на актрису как на богиню, с обожанием. Даже во сне не могло привидеться, что когда-нибудь я и сам буду сниматься с Любовью Петровной.

РЕКЛАМА

— Неужели она была так недоступна?

 — Это необыкновенная актриса, которая не лезла к публике, а наоборот, притягивала ее к себе. Любовь Петровна обладала удивительным умением расположить к себе всех — от уборщиц и костюмерш до членов правительства. Говорила негромким, очень ровным голосом, заставляя к себе прислушиваться. Ни разу не помню, чтобы она о ком-то отозвалась плохо. Бывало, приходила на съемочную площадку и тут же делала комплименты коллегам-актрисам, мол, как вы хорошо выглядите. Мне казалось, у Орловой вообще не было врагов.

РЕКЛАМА

— А конкуренток?

 — В Советском Союзе по славе ее никто не мог превзойти. Что вы! Она ведь нравилась самому Сталину. Рассказывают, когда он посмотрел картину «Веселые ребята», воскликнул: «Я как будто месяц был в отпуске!» После этого фильма к Орловой раз и навсегда пришла слава. Любовь Петровну любила и почитала как актрису и Фаина Раневская, которая, как известно, достаточно критически относилась ко всему, что ее окружало.

РЕКЛАМА

— Говорят, именно после «Веселых ребят» разгорелся роман между Орловой и режиссером картины Григорием Александровым.

 — Я сам читал несколько версий их знакомства, но из уст Любови Петровны никогда не слышал никаких подробностей. В этом смысле она была достаточно замкнутым человеком. Знаю лишь, что Григорий Александров нашел Орлову в театре Немировича-Данченко, где она играла в музыкальном спектакле «Перикола» вместе со знаменитым Сергеем Образцовым. Тогда же Александров и предложил ей главную роль в «Веселых ребятах». Сразу после выхода картины режиссер и актриса расписались.

«Орлова приходила на съемочную площадку, даже если в этот день не было сцены с ее участием»

— Правда, что Любовь Петровна и Григорий Васильевич всегда обращались друг к другу на «вы»?

 — Я никогда не слышал, чтобы они по-другому общались. Но это было не кокетство, а совершенно естественная вещь. Они были семьей образцово-показательной во всех смыслах. Александров — творец, а Орлова — его муза. Он никогда не снимал в главных ролях других актрис, только свою супругу. Известно, что и Любовь Петровна отказывала всем остальным режиссерам. Александров и Орлова всегда находились вместе на площадке. Любовь Петровна приходила, даже если в этот день не было сцены с ее участием. Актриса сидела чуть поодаль от Александрова и внимательно наблюдала за съемочным процессом. Она сумела окружить знаменитого режиссера абсолютной заботой. Конечно, и Александров потакал всем желаниям супруги. Известно, что Любовь Петровна больше всего на свете не любила разговоров о своем возрасте. И дни рождения не отмечала никогда. Впрочем, глядя на Орлову, которая всегда роскошно выглядела, мне бы и в голову не пришло узнавать, сколько ей лет. Казалось, около тридцати.

-  Вас называли везунчиком. Ведь сразу после окончания школы-студии попали в картину самого Александрова.

 — Фильм «Встреча на Эльбе» стал для меня настоящим подарком судьбы. Это был 1947 год. В моем доме раздался телефонный звонок, и помощник режиссера пригласила меня на «Мосфильм» пробоваться в картину Григория Александрова. Я не мог поверить своему счастью! Огорчало лишь то, что до этого момента играть в кино мне было строго-настрого запрещено нашим театральным режиссером. Он считал, что актеры театра должны работать только на сцене. Поэтому, получив приглашение, переживал, что могут не отпустить на съемки. Приехал на киностудию «Мосфильм» очень взволнованный. Там мне сразу сделали фотопробы на три роли в картине «Встреча на Эльбе»: немецкого учителя, американца и советского полковника — коменданта Кузьмина. Затем сказали, что предстоит сыграть две сцены, и одна из них с Любовью Орловой. Представить мое волнение было просто невозможно, накануне я не спал всю ночь. Думал: «Боже, мне предстоит увидеть настоящую богиню!»

— Ведь ей было уже немало лет…

 — 45 лет! А я совсем молоденький, 24-летний парень. Понятно, Любовь Петровна тоже волновалась, как будет смотреться на фоне меня. Слава Богу, проба прошла удачно. Орлова никак не высказала свое отношение, не понятно было, понравился я ей или нет. После съемки меня пригласил к себе в кабинет Григорий Васильевич и сказал: «Дорогой Владик, нам очень понравились ваши пробы, но вам ведь всего 24 года, а предстоит играть полковника. Поэтому от Любови Петровны поступило предложение разжаловать вас в майоры». Мне, естественно, было все равно, главное, что утвердили. Сам Александров просил в театре, чтобы молодого актера отпустили на киносъемки. Конечно, ему отказать не смогли. Тем более, когда узнали, что я буду партнером самой Орловой.

— У вас было много совместных сцен?

 — Всего три. Любовь Петровна играла американскую разведчицу, а я советского коменданта. Но Орлова присутствовала на всех съемках. Мы работали ровно полгода, и все это время я наблюдал за великой женщиной.

«Мне кажется, Григорий Александров восторгался Любовью Петровной каждую минуту»

— Говорят, мужчины влюблялись в нее с первого взгляда.

 — Это даже не влюбленность, а обожание. Орлова была удивительно хороша: небольшого роста, с тонкой талией, светлыми блестящими волосами, всегда улыбчивая. Пропустить такую женщину не мог ни один мужчина. Любовь Петровна любила красиво одеваться, при этом всегда подчеркивала свою точеную фигурку. Говорят, костюмы для Александрова покупала только она. К моему великому удивлению абсолютно не вела себя как звезда. Когда мы репетировали, Любовь Петровна старалась помочь, наверное, видя мое смущение перед ней.

*В фильме «Встреча на Эльбе» Владлен Давыдов снимался вместе с великой Любовью Орловой. 1947 год

Помню, накануне съемок Александров пригласил меня к ним домой, в квартиру на улице Немировича-Данченко. Это была большая, красиво обставленная квартира. В холл вышла Любовь Петровна. Она выглядела потрясающе, хотя была одета в простое платье. Мы подробно разбирали мою роль, пили чай, говорили о чем-то несущественном. На стенах висели картины, фотографии. Очень хотелось все рассмотреть, но, признаться, я так нервничал, что на это просто не хватило времени. После работы в картине я признался Любови Петровне: «Вы моя первая учительница в кино». Орлова ничего не ответила, лишь приподняла бровь и загадочно улыбнулась. Когда закончились съемки, Любовь Петровна подарила мне свою фотографию, на обратной стороне которой мелким почерком сделала подпись: «Владлену на долгую память. Любовь Орлова». Она хранится у меня до сих пор.

— Слава к вам пришла сразу после премьеры «Встречи на Эльбе».

 — Можно сказать, она пришла даже чуть раньше. Потому что накануне премьеры вся Москва была увешана огромными плакатами, на которых мы красовались вместе — я и Любовь Орлова. Через несколько месяцев после премьеры я женился на очаровательной актрисе, моей однокурснице Маргарите Анастасьевой. Узнав об этом, Александров и Орлова пригласили нас с Ритой на свою легендарную дачу во Внуково. Это был роскошный дом, который Григорий Васильевич построил сам. Любовь Петровна хвасталась, что многие вещи в доме сделаны ее руками. Она любила собирать разноцветные стекла и составлять из них всякие поделки. Оказалось, великая актриса очень гостеприимная хозяйка, накрывала стол, наливала чай в старинные чашки, говорила, что сама приготовила пирог. Александров сидел и наслаждался этим зрелищем. Мне кажется, он восторгался Орловой каждую минуту. Любовь Петровна ведь была дворянского происхождения, с аристократическими манерами. Помню, у нее на столике стояла фотография Льва Толстого с подписью: «Любочке на память».

— Любовь Петровна считалась любимой актрисой Иосифа Сталина. Одна из Сталинских премий у нее была как раз за роль в вашей совместной картине.

 — «Встреча на Эльбе» вышла в прокат в 1949 году, а в 1950-м съемочная группа была награждена Сталинской премией. Это было золотое время. Картина стала очень популярной, мне приходили письма со всего Советского Союза. Я не ходил, а летал, как на крыльях. Сталинскую премию нам вручали в торжественной обстановке. Были, конечно, Орлова и Александров, они главные герои. Сумму давали приличную — 100 тысяч рублей. 30 процентов предназначались режиссеру, остальные деньги делились поровну. Я получил около 10 тысяч рублей. А за полгода съемок заработал 20 тысяч рублей. На то время неплохие деньги, хотя, если сравнить с нынешними заработками, становится смешно. Но я никогда не работал только ради денег, поскольку любил актерскую профессию. С 11 лет о ней мечтал и был счастлив от того, что мечта моя осуществилась. По крайне мере, я встретил на своем пути огромное количество замечательных и талантливых людей.

— Часто виделись с Александровым и Орловой после совместной работы?

 — Несколько раз мы с супругой были приглашены на чаепитие во Внуково. Но, надо сказать, что семья Орловой и Александрова жила довольно замкнуто. Единственным соседом, с которым они активно общались, был Сергей Образцов. Вот с ним Любовь Петровна была на «ты», видимо, памятуя о совместной театральной работе. В последние годы жизни Любови Петровны я не встречался с ней. Знаю, что ее творческая судьба уже складывалась не так удачно, как прежде. Фильм «Скворец и Лира», где Орлова сыграла свою последнюю роль, был раскритикован. Говорят, актриса впала в депрессию, а спустя полтора года умерла от рака поджелудочной железы… Мне кажется, такие великие актрисы рождаются раз в сто лет. Вторая Орлова еще не появилась…

1855

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів