ПОИСК
Культура та мистецтво

Леонид ярмольник: «в трудные времена я пошел подрабатывать на ваганьковское кладбище копальщиком могил, но выдержал всего три дня»

0:00 21 січня 2009
Завтра любимый миллионами зрителей актер отмечает 55-летний юбилей

Родился Леонид Ярмольник в городке Гродеково Приморского края. Мама была врачом, отец офицером, поэтому семья исколесила половину Советского Союза. Самые яркие детские годы Лени прошли во Львове, где семья поселилась, когда будущей звезде кино было шесть лет. В школе Ярмольник учился легко, хотя и без особого усердия. Играл на аккордеоне, поступил в музыкальную школу. В старших классах занимался в студии при Народном театре имени Ленинского комсомола.

Дебют Ярмольника в кино состоялся в 1974 году (фильм «Ваши права»), но молодой актер остался незамеченным. Следующие несколько ролей Леонида были эпизодическими. Настоящий успех пришел лишь в 1979 году, когда в передаче «Вокруг смеха» Ярмольник предстал перед многомиллионной аудиторией в образе «цыпленка табака». Сегодня на счету популярного актера, шоумена и продюсера с десяток шоу, которые он вел на телевидении, и больше 80 ролей в кино: «Тот самый Мюнхгаузен», «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов», «Московские каникулы», «Перекресток»… Главный подарок к нынешнему юбилею — фильм «Стиляги», вышедший на днях на экраны. В картине, действие которой происходит в середине 50-х, актер не только сыграл одну из ролей, но и выступил в качестве продюсера.

«Лучше сыграть маленькую роль, но в настоящем фильме»

- Леонид Исаакович, юбилей отмечать с размахом будете?

- А как же! Все-таки круглая дата. Соберу друзей, посидим. Правда, шоу делать из своего дня рождения не стану. Никаких журналистов, фотографов, телекамер.

РЕКЛАМА

- Алла Пугачева как-то рассказывала, что даже в душе старается принимать красивые позы, поскольку ей постоянно кажется, что за ней следят.

- У меня такого ощущения нет, слава Богу. Даже когда журналисты подсматривают, мне по фиг. Я, кстати, не люблю давать интервью. Терпеть не могу одно и то же тысячу раз повторять. Как Попка-дурак!

РЕКЛАМА

- Узнаваемость на каждом шагу, когда в ресторане в рот заглядывают, тоже раздражает?

- Я не особенно большой ходок по ресторанам. Конечно, как любой артист, радуюсь, что меня узнают, но это удовольствие длится минут пять-семь. Через четверть часа уже хочется спрятаться. Не могу же я бесконечно фотографироваться, как обезьянка. «Можно с вами сфотографироваться?» — спрашивают. «Ну да, конечно», — соглашаюсь. А там в очереди еще 500 человек с фотоаппаратами стоят! Это же кранты!

РЕКЛАМА

- Зато популярность можно использовать в корыстных целях…

- Я всю жизнь пользуюсь. Например, когда кому-то нужно помочь решить различные вопросы, начиная от покупки лекарства и кончая приобретением квартиры. Есть же очень много людей, которые заслуживают уважения, внимания, но они не такие узнаваемые, как артисты. А еще с бюрократией хорошо бороться… Конечно, в этом смысле популярность помогает. Считаю, это самая большая ее прелесть, которую нужно использовать в мирных целях. Что и делаю всю жизнь, не стесняясь. Тем более что себе ничего не прошу в таких случаях. У меня все есть. Я дядька взрослый, то, что раньше называлось «по блату», мне уже не надо. Все можно купить.

- Говорят, вы очень азартный человек?

- Азарт — это не применительно к конкретной игре, это то, что есть у человека или нет. Я — азартный! До работы жадный — тоже азарт.

- Играете на деньги?

- На деньги, конечно.

- И много выигрывали?

- Не знаю, да это неважно, поскольку играю я не с чужими людьми, а с друзьями, выигранные деньги все равно по кругу ходят. Конечно, пока в обществе существуют денежные взаимоотношения, деньги не могут быть нам безразличны. Их я всю жизнь рассматривал как средство свободы. А азарт — это ведь желание победить, чтобы стать первым, самым убедительным, точным.

- У вас множество прекрасных ролей в кино, а провалы были?

- Какие-то роли были неудачными. Хотя я считаю, что провал картины — неудача режиссера. Вообще, кино — режиссерское дело. Актер — это инструмент! У меня было штук десять картин (еще в советское время), о которых говорили: «Фильм — говно редкое! Ярмольник — классный!» Но для меня это оскорбление. Другой бы радовался, мол, «я-то все равно клевый». А по мне, лучше сыграть маленькую роль в настоящем фильме, чем главную в каком-то кошмаре. Слава Богу, есть картин 10-15, которые переживут меня. Их будут смотреть новые поколения, потому что эти фильмы — настоящие произведения искусства. В них остановилось время, есть то, что всегда будет людям интересно.

«Хорошеньких актрис много, но ни одна не запоминается»

- Не думали, кто такому аксакалу в кино, как вы, на смену придет? Есть среди нынешней молодежи второй Ярмольник?

- Да черт его знает! Меня вроде и заменять не надо. Должны быть просто яркие актеры. Ведь Черкасова или Крючкова заменить невозможно, в этом их оригинальность. Не может быть второго Достоевского или второго Пикассо… Главное — наличие харизмы, которой у сегодняшней молодежи, к сожалению, нет. Еще хуже дело обстоит, на мой взгляд, с молодыми актрисами. То ли из-за абсолютно одинакового макияжа, то ли из-за того, что все прилично одеты (если вкус есть, то одет прилично), они все такие миленькие, но на одно лицо. И фигурки хорошенькие, и личики, и вроде не раздражают, и играют ничего… А не запоминаются совершенно. Вот нет мордюковых! Мне иногда стыдно бывает: я не запоминаю новые имена… А все потому, что нет желания запомнить.

- У вас было много интересных телепроектов, но в последнее время на телевидении вы разве что в жюри в КВН появляетесь.

- Просто мне все приелось. Нельзя же делать постоянно одно и то же только потому, что такая инерция вокруг. Мой друг Леня Якубович, который позже меня пришел на телевидение, до сих пор ведет «Поле чудес». Я эту программу уже видеть не могу. А он все делает и делает! И его уже тошнит давно от этого, но Леня продолжает. Когда спрашиваешь его: «Лень, ну сколько можно?», он отвечает: «Ну не дают мне уйти! Вся страна смотрит». И рейтинг высокий. Это, как старые тапочки, которые выкинуть надо! Считаю, необходимо все-таки зажигать, чтобы это было искренне. Мне проектов предлагается дикое количество! Каждую неделю звонят, много затей, но все одно и то же. А я не хочу делать то, что уже было тысячу раз! Твоя программа лучше только потому, что ты интереснее ее ведешь. Мне хочется самого себя исследовать и зрителя провоцировать, а остальное все жвачка.

- В шоу, которые вы вели, сами себе на экране нравились?

- Могу сказать, не стесняясь, в свое время я вел эти шоу лучше всех, потому что был первым. Я первый артист, который стал телевизионным ведущим в нашей стране, если помните. А сегодня практически все мало-мальски известные артисты приходят на телевидение. И совершенно неважно, умеют они это делать или нет. В основном, НЕ умеют! Выглядит это беспомощно, странно — во вред самому артисту и абсолютно не на пользу программе.

- Правда, что между покойным Владом Листьевым и Олегом Янковским возник большой спор?

- Да-а. Олег очень ревниво относился к тому, что меня переманивают на телевидение. Он близкий мой друг и старший товарищ. Когда было принято решение делать мою первую программу «L-клуб», он категорически был против, считая, что я ставлю на себе крест как на артисте. Человеку, появляющемуся раз в неделю на телевидении в развлекательной программе, ни один серьезный режиссер роль не даст.

Покойный Влад спорил с Олегом прямо у меня дома… Не потому, что они за меня боролись, просто Олег объяснял: «Желание сделать программу, которая будет нравиться, мне понятно, но Леня никогда больше не будет сниматься в кино, играть серьезные роли… » Влад же говорил, что это совершенно разные ипостаси: программа — как бы еще одна роль актера Ярмольника. И он был совершенно прав, потому что я вел передачу и продолжал сниматься. Не в самых плохих фильмах, кстати…

«Как вол, пахал на многочисленных концертах, чтобы осуществить своюмечту нормально жить»

- Ваш друг и кум Александр Абдулов как-то сказал, что из вас получился бы неплохой бизнесмен.

- Я категорически не приемлю по отношению к себе слово «бизнесмен», ведь это человек, который из денег делает деньги. Я же ничего не покупал и не продавал, не играл на акциях, а просто производил своими руками товар. Пахал, как вол, на многочисленных концертах, чтобы осуществить свою мечту нормально жить. В какой-то момент, после печально известного дефолта 1998 года, даже сел за руль и занимался частным извозом, чтобы заработать на кусок хлеба себе, жене и дочери. А еще подрабатывал на Ваганьковском кладбище копальщиком могил! Правда, выдержал только три дня. У меня был приятель Олег Киселев, в 70-е годы очень известный мим и хороший артист, который, оставшись без работы, пошел на кладбище подкалымить. «Хочешь увидеть настоящую жизнь? — говорит он мне однажды.  — Приходи, я дам лопату, посмотришь, как люди себя ведут». Вот там действительно никто ничего не играет. Это, конечно, урок не для слабонервных.

- Чему еще в жизни научились, благодаря актерской профессии?

- Многому. Верхом ездить, автомобиль водить, владеть холодным оружием, получил представление о том, как стреляют, фехтуют… В институте учат общим понятиям, но этого недостаточно, чтобы профессионально работать в кино или на сцене.

- Вы мастер на все руки, а готовить умеете?

- Могу, если нужно, но, слава Богу, этого не приходится делать. Мне легче не поесть, чем самому готовить. Зачем?! У меня жена замечательно это делает.

- В актерских семьях большая редкость, когда с одной женой много лет вместе.

- Я счастливый, потому что в свое время встретил Ксюху.

- Любовь с первого взгляда?

- С Ксенией мы познакомились случайно. В Театре на Таганке. Она просто стояла в очереди за билетами. А в театре стеклянные двери между кассовым залом и фойе. Дело было днем. Мы с Леней Филатовым вышли с репетиции покурить, и через стекло я заметил ее. Она держала в руках черную сигарету (очень модную, тогда их только в валютных магазинах продавали) и что-то искала в сумочке. Я показал ей зажигалку. Под дверью была щель, и она нагнулась в своей короткой юбочке (чем привела всю очередь в шок) и прикурила под этой дверью. Потом я вышел со служебного хода и… По сути, поженились мы этим же вечером. Расписались чуть позже, а через девять месяцев родилась Сашка. Все очень просто. До предела. Ах, да, пришлось еще разводиться — я был женат. Но это неважно.

545

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів