ПОИСК
Культура та мистецтво

Наталия бабочкина: «если бы не роль чапаева, отца не было бы в живых»

0:00 11 січня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
75 лет назад начались съемки легендарного фильма «Чапаев», в котором главную роль сыграл Борис Бабочкин

К съемкам киноленты «Чапаев» братья Васильевы приступили в год начала сталинского террора, Голодомора, убийств политических конкурентов. На фоне этих событий создавалась новая «советская мифология», частью которой и стал этот выдающийся отечественный фильм. В прокат картина вышла в 1934 году. Это, пожалуй, единственный довоенный фильм, который зрители с удовольствием смотрят и теперь. Секрет популярности кроется в обаянии главного героя — легендарного комдива в исполнении Бориса Бабочкина. Дочь артиста Наталия Борисовна Бабочкина поведала о жизни своего выдающегося отца.

Один из режиссеров фильма был участником гражданской войны, а другой — сыном царского офицера

- Довелось слышать, что в гражданскую войну Борис Андреевич служил в одной из чапаевских частей.

- Это преувеличение. Когда папе было 14 лет, в Саратове, где жила его семья, находился штаб Чапаевской дивизии. Мальчишки помогали — дежурили как дружинники. Но в один из праздников (кажется, это была Троица) Боря с двоюродным братом плюнули на дежурство и пошли гулять с девчонками. И чуть не попали под трибунал. Но отца по малолетству отпустили, а его брата Сергея Смирнова, который на два года старше, посадили. Потом, правда, тоже выпустили. Позже он стал военным.

- Видел ли ваш отец Чапаева?

РЕКЛАМА

- В своих воспоминаниях он писал, что, возможно, и встречал Чапаева, только не знал, что это именно он.

- Был ли Борис Андреевич похож на своего героя?

РЕКЛАМА

- У них абсолютно нет ничего общего! С моей точки зрения, Чапаев был некрасивый и довольно неприятный человек. У него не сложилась личная жизнь, было несколько жен, осталась огромная семья… Мой отец и не стремился к внешнему сходству — копировал только общеизвестные приметы: усы, папаха…

11s22 Chapaev.jpg (15738 bytes)- Значит, в кино Бабочкин сыграл все-таки миф, а не историческое лицо?

РЕКЛАМА

- Существует термин — «советская мифология», однако миф — это что-то монументальное, общее. А персонаж отца — хоть и обобщенный образ, но все-таки живой человек, удивительный русский характер… А какими изображены красные бойцы в «Чапаеве» — это же сброд и оборванцы. В фильме ничего не приукрашено. В картине знаменитый актер Илларион Певцов впервые сыграл белого полковника, причем без всякой карикатурности.

Кстати, один из братьев Васильевых, режиссеров «Чапаева», Георгий Николаевич участвовал в гражданской войне: он был самокатчиком — развозил из Смольного депеши. А Сергей Дмитриевич Васильев — сын царского офицера. (Уточним: Васильевы — вовсе не братья. Поначалу оба работали редакторами — готовили иностранные фильмы к прокату в СССР. За четыре года, проведенных у монтажных столов, они настолько сработались и сроднились, что на режиссерский путь вступили под общим именем — «братья Васильевы».  — Авт. )

Фильм «Чапаев» они начали снимать в 1932 году, когда еще не убили Кирова, и многие люди свято верили в начало новой жизни.

- Как Борис Андреевич попал на роль Чапаева?

- Когда братья Васильевы написали сценарий, то принесли его Иллариону Певцову, руководителю актерской студии «Молодые мастера», где учились и Георгий Васильев, и мой папа. В компании был и Борис Бабочкин — молодой премьер Александринки, любимец Ленинграда, замечательно поющий и играющий на гитаре… По домам разошлись уже под утро: обсуждали предстоящий фильм. Борис Андреевич много говорил о роли, даже пробовал что-то показывать. Тогда все и решили, что он станет Чапаевым.

А Петьку поначалу играл Яков Гудкин. Уже сняли половину картины. Но роль у него не получалась. И его заменили Леонидом Кмитом. Все сразу стало на свои места.

В ожидании скорого ареста артист держал собранным чемоданчик с самыми необходимыми вещами

- Мне казалось, что в наше время этот фильм уже никто не помнит и не смотрит, — продолжает Наталия Борисовна.  — Но как-то в квартиру зашел молодой слесарь, глянул на портреты отца и воскликнул: «Так это же Бабочкин! Чапаев!»

- Ваш отец не тяготился своей славой?

- Папе популярность действительно мешала. Одно время он даже ненавидел фильм. Постоянно слышал: «Чапаев… Чапаев… » Но если бы не картина, то Бабочкина просто не было бы в живых. После 1937 года за ним постоянно ходили два человека, сменяя друг друга. Дома был приготовлен маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Помню, у нас жгли какие-то письма, бумаги. Моя мама была из аристократической семьи, но дома об этом никогда не говорили… А жили мы перед войной в Ленинграде на улице Дзержинского (теперь Гороховая) рядом с домом, где находилось НКВД. Квартиры в нашем подъезде почти все были опечатаны. Из жильцов оставались только мы, рядом — вдова Певцова с новым мужем-художником, под нами жил Дунаевский, на третьем этаже — Агриппина Яковлевна Ваганова с семьей, а выше — вечно пьяный человек (служивший в доме по соседству), который часто бил жену.

Однажды отец обратился к одному из соглядатаев: «Не устали ходить за мной? Не надоело?» «Да ничего, Борис Андреевич, — отвечает тот, — завтра все кончится — не волнуйтесь». Отец пришел домой и говорит маме: «Ну что, Катя, надо бы белье приготовить… » Все это очень плохо кончилось бы для отца, если б «Чапаева» можно было убрать с экрана.

- Ваш отец стал народным артистом в 31 год. Это звание давало какие-то льготы?

- Прежде всего — уважение. В то время народных артистов было мало: Шаляпин, Ермолова, Давыдов… Кроме того, мы получили роскошную четырехкомнатную квартиру. Правда, это было немного позже — в 1937-м или 1938 году, когда отец уже работал в Большом драматическом театре. А до этого жили в одной из комнат, некогда принадлежавших замечательному русскому актеру Владимиру Николаевичу Давыдову. Он с семьей владел огромной квартирой позади Александринского театра. После смерти Давыдова вдову с сыном стали «уплотнять» — подселять жильцов… Помню, когда отец уходил на репетиции или спектакли в Александринку, я кричала: «Папа идет играть! Папа идет играть!»

Потом мы получили квартиру на Васильевском острове — очень неудобную. А уже затем — на улице Дзержинского.

- Борис Андреевич сменил много театров: Ленинградский театр сатиры, Государственный академический театр драмы, Большой драматический театр (БДТ), Московский театр имени Вахтангова, Академический малый театр, Московский театр имени Пушкина… Почему так произошло?

- Из Александринки отец ушел к замечательному режиссеру и актеру Дикому, имя которого тогда гремело. После того как Дикого посадили, отец стал главным режиссером БДТ, где поставил два отличных спектакля — «Дачники» и «Царь Потап». Но во время обсуждения спектакля в ответ на критику каких-то «социальных ошибок» написал заявление об уходе из театра. Кстати, жалел об этом всю жизнь.

В Театре Вахтангова отец поставил спектакль, который обвинили в политических ошибках и плагиате… Да и Театр имени Пушкина закончился для него политическим скандалом из-за роли Клаверова в спектакле «Тени», поставленном Диким.

До конца своих дней отец был человеком прямым и очень принципиальным. А это всегда мешает. Вот пример. Долгое время директором Малого театра был Михаил Царев. В молодости отец дружил с ним. Но узнав, как тот повел себя по отношению к Мейерхольду, прекратил с ним отношения. После этого Царев выжил отца из театра. Годы спустя к юбилею Мейерхольда была создана комиссия, возглавил которую опять Царев, на что Борис Андреевич сказал: «Это странно… Представьте себе, что на чествовании Христа председательствует Иуда».

Олег Ефремов отправлял своих артистов на спектакли Бабочкина — смотреть и учиться

- Борис Андреевич говорил: «Искусство берет человека целиком. Ему надо отдать всю жизнь». Как это сказывалось на семье?

- Отец всегда работал, — отвечает собеседница.  — Когда в двухкомнатной квартире, где, включая нашу семью, жили девять человек, папе негде было работать, он уходил во двор. Он очень много читал — у нас была замечательная библиотека. Знал языки: немецкий, французский… Когда в 1960-х был во Франции, то выступал по телевидению без переводчика. А во время визита в Советский Союз делегации театра «Комеди Франсез», читал Пушкина по-французски!

- После роли Чапаева Борис Бабочкин играл генералов, «картонных» партработников, «положительных героев»…

- Казалось, Иван Рыбаков — «картонная» роль, а отец так сыграл, что люди плакали. Его персонаж оставался живым человеком.

Одна из самых удачных работ отца, по-моему, роль Клаверова в «Тенях». Это было большое театральное событие. Я не помню другого случая, когда начиная от памятника Пушкину и до самого театра спрашивали билетик. Отец писал: «Я вложил в эту роль все, что знаю о карьеризме и бюрократии. Я препарировал эти черты, разделал их, как кильку. Каждый раз, когда Клаверов обдумывал очередную интригу, идя на любой обман, даже сводничество и сутенерство, я обращался прямо в зрительный зал, как бы советуясь, как бы проверяя свои планы на единомышленниках. Я искал и увидел своего Клаверова на современных фотографиях, и думаю, что острота этого спектакля заключалась в его злободневности и современности». Это был 1953 год.

- После смерти Сталина?

- Да. Многие думали, что уже можно говорить открыто, но оказалось не так… В «Правде» вышла большая разгромная статья: «Разве в русском театре когда-нибудь было, чтобы отрицательный герой обращался в зал?!» Простите, а как же Городничий из «Ревизора» Гоголя?.. Между прочим, та статья была подписана Ермиловым — тем самым, который еще Маяковского травил. Отца уволили из театра, где он был художественным руководителем, как раз накануне его пятидесятилетия. А в день юбилея к нам домой пришла почти вся труппа! Несколько лет отец был без работы.

- Почему Бориса Бабочкина называли «колючим» артистом?

- Он был честный человек, а не колючий. И очень добрый: многим людям помогал, доставал редкие лекарства, «выбивал» квартиры. Очень любил детей, и дети его обожали…

- Олег Ефремов сказал: «С таких людей, как Бабочкин, Станиславский писал свою систему». В каких отношениях были Бабочкин-академист и Ефремов-новатор?

- В очень хороших. Например, в спектакле «Браконьеры» отец играл так, что Ефремов говорил своим актерам, чтобы они ходили смотреть на Бабочкина и учиться. А папа, увидев первый спектакль Ефремова в «Современнике», посоветовал ему: «По-моему, как-то робко, надо бы посмелее… »

3910

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів