ПОИСК
Культура та мистецтво

Режиссер роман балаян: «скучного саши абдулова я не помню. Утром начинались съемки, а у него уже был план, как повеселиться вечером»

0:00 11 січня 2008
Сегодня исполняется девять дней со дня смерти любимого миллионами актера

Александр Абдулов так и не смог осуществить три заветные свои мечты: доснять картину «Гиперболоид инженера Гарина», вернуться на сцену «Ленкома» и увидеть первые шаги дочери Жени. Впрочем, кто знает, о чем еще мечтал знаменитый актер? Ведь Александр Абдулов, умерший в 54 года, не так давно признался, что только-только начинает по-настоящему жить.

Болезнь дала о себе знать летом 2007-го. Это произошло в Балаклаве на съемках «Гиперболоида». Абдулов был не только режиссером картины, но и играл в ней главную роль. Работалось прекрасно, он давно мечтал об этом проекте. И вдруг страшная, разрывающая боль в животе… Александра Гавриловича увезли в севастопольскую клинику прямо со съемочной площадки. Сразу прооперировали, но состояние актера ухудшалось. Абдулова отправили в Москву, оттуда — в Израиль. Диагноз прозвучал как приговор: рак легких четвертой степени. Он вернулся в Москву похудевшим на двадцать килограммов, почти без волос, но с верой в то, что выздоровеет. «Любите не себя в искусстве, а здоровье в себе», — такие слова были в его обращении ко всем, кто поддерживал актера в тяжелые четыре месяца болезни.

Абдулов умер третьего января, а до этого несколько дней находился без сознания. Сердце актера остановилось в шесть утра. Полтора часа врачи пытались «запустить» его. Не удалось. Чудо, которого все ждали, не случилось…

Александра Гавриловича отпевали в храме Пресвятой Богородицы, недалеко от его родного театра «Ленком». В этой же церкви, восстановленной на деньги актера, крестили дочь Абдулова Женю. Девятимесячную малышку тоже привезли проститься с отцом. Поднесли к гробу, она протянула ручки, схватила отца за галстук, не понимая, почему папа лежит, не встает… Говорят, такого количества народа, пришедшего проститься с любимым актером, не помнят со времен похорон Владимира Высоцкого…

РЕКЛАМА

«Саша мог много выпить, но пьяным я его не видел никогда»

11s06 Abdulov copy.jpg (16065 bytes)Известный украинский режиссер Роман Балаян был одним из близких друзей Александра Абдулова. Он снимал его в своих картинах, а роль в фильме «Храни меня, мой талисман» навсегда закрепила за Абдуловым славу героя-любовника.

- Роман Гургенович, как вы познакомились с Абуловым?

РЕКЛАМА

- (Долгий вздох. ) Это было в 1983 году, когда я приступил к съемкам фильма «Поцелуй» по Чехову. Тогда Олег Янковский и предложил мне посмотреть для одной из ролей актера Александра Абдулова. До этого я Сашу совершенно не знал. Мы встретились в Москве, как положено, в ресторане. С этого и началась наша дружба…

- Какое впечатление он на вас произвел?

РЕКЛАМА

- Это подобно урага-а-ану! Слишком много энергии, бьющей через край. Я долго притирался к Абдулову, первое время нам было непросто. Но Саша оказался замечательным, удивительным и очень талантливым актером (глубоко вздыхает).

- Все вспоминают, что для Абдулова не существовало никаких препон и запретов.

- Действительно! Фраза, которую он повторял в последние дни, характеризует все, что с ним происходило. Это цитата: «Судьба определяет длину жизни, а человек — ее ширину». Так вот, «ширина» Абдулова занимала, по-моему, три-четыре жизни. Он жил на сумасшедшей скорости. И всюду успевал, помогал, подсказывал… Иногда его даже упрекали в слишком быстром ритме. Но я думаю, просто завидовали.

- Ему бывало в какие-то моменты тяжело, что тянет на себе слишком многое?

- Нет! Никогда. Ни словом Саша не обмолвился, что ему тяжело. Я вообще скучного Абдулова не помню. Ни в жизни, ни на съемках. Всегда бодрый, веселый. Кадр закончится — обязательно расскажет какой-нибудь анекдот, случай из жизни.

- Абдулов был душой компании?

- Конечно! Утром начинались съемки, а у него уже был план, что будем делать вечером, как веселиться.

- И как веселились?

- По-всякому. Чаще всего ели, пили…

- Александр Гаврилович какие напитки предпочитал?

- В этом смысле он не был привередлив. Не знаю, может, что-то изменилось под конец его жизни. Но в начале девяностых мы все глушили водку. Саша мог много выпить, но пьяным я его не видел никогда. Думаю, он больше соответствовал известному кавказскому понятию: «Мы не напиваемся, а кутим».

«Женщины были буквально сражены обаянием Абдулова»

- Говорят, его обожали женщины.

- Еще как! И этому мы завидовали еще больше! Женщины не просто обожали Абдулова, они были буквально сражены его обаянием. Саша умел производить впечатление.

- И никто не мог устоять?

- Я не люблю говорить на подобные темы, но в данном случае отвечу: да, да, да!

- Абдулов снялся у вас в каких картинах?

- «Поцелуй», «Храни меня, мой талисман», «Филер», «Леди Макбет Мценского уезда», «Первая любовь». Сколько это?

- Пять фильмов. Вы даже не пробовали искать Абдулову замену?

- Зачем? После «Поцелуя» я просто не мог его не снимать. Я работал с одними и теми же артистами, не зная, что сказать в том случае, если вдруг не приглашу их. Так что съемки в кино для меня, скорее, вопрос дружбы. Я никого не пробовал. Вообще никогда не устраиваю кастингов. Предлагаю роль и все. Помню, снимал «Леди Макбет… » на «Мосфильме». Это был 1989 год. Узнав, что я начинаю работу, Саша пришел ко мне со словами: «Хочу играть Сергея». Я говорю: «Са-ань, но ты совсем не подходишь для этой роли. Ты — плейбой, а мне нужен сибиряк с длиннющей бородой… » И Абдулов пропал. Через месяц вновь появился на площадке. Приходит с огромной бородой! Я в шоке: «Это что такое?!» «Я, — говорит, — завел бороду». «Ну ла-а-адно, черт с тобой!» — ответил я и взял его в картину. Только бороду пришлось подкрасить.

- Вы часто встречались между съемками, перезванивались?

- Коне-ечно! Каждый мой визит в Москву или его приезд в Киев всегда отмечался. Как только я появлялся в Москве, Саша каким-то неведомым образом об этом узнавал. И тогда раздавался звонок: «Ты где?» Я, не зная, что он в курсе, прикидывался: «В Киеве». «Точно? — смеется.  — А час назад ты был замечен в ресторане!.. » В общем, через некоторое время он появлялся, и мы уже догуливали вместе.

- В последнее время Абдулов и сам стал заниматься режиссурой.

- Последний раз я был дома у Саши 21 ноября минувшего года. Мы отмечали восемь месяцев со дня рождения его дочери Евгении. Тогда Саша показал весь материал своего незаконченного фильма. Пришли гости, а он заставил меня смотреть. Честно говоря, с того дня я поверил, что Саша выживет. Он был такой энергичный! Да, внешне — похудевший, но внутренне! Энергетика, жестикуляция! Он много рассказывал, как лечится у доктора в Киргизии… После этой встречи я всем знакомым с радостью говорил: «Саша выскочит из этой болезни».

- Он сам-то в это верил?

- Да (вздох). Верил, еще как…

- Фильм, который он вам показывал, — «Гиперболоид»?

- «Гиперболоид инженера Гарина». Абдулов в главной роли. Там еще снимались Сергей Никоненко, Лена Проклова, Костя Дзю. Фильм не был снят до конца. Саша сказал, если выздоровеет к февралю, то продолжит работу и будет сам играть. А если не выздоровеет, то доснимет картину с другим артистом. Ни о чем больше не было и речи. Саша верил, что выкарабкается.

- Дочь похожа на Абдулова?

- Она пока ни на кого не похожа: девять месяцев всего. Милая, симпатичная девочка. В отличие от Саши, очень тихая…

- Это была ваша последняя встреча?

- Да. Кто мог тогда об этом подумать… Конечно, Саша стал больше философствовать. Знаете, как человек, который подолгу находится один. Единственное, что мне тогда не понравилось, — его голос: хриплый, с нотками металла. У Саши такого никогда не было. Только это напоминало, что он все-таки болен. Но даже не это главное. Важно другое: такая любовь вдруг проявилась к Саше Абдулову! Все переживали, посылали лекарства, рецепты, рекомендовали экстрасенсов.

- Он чем-то воспользовался?

- Нет, только услугами какого-то человека из Киргизии. Это было уже в последние месяцы. Леня Ярмольник его возил в Израиль, потом Киргизию. И, конечно, жена Юля все время была рядом.

«Основной едой Сани были пельмени»

- Вы созванивались с Абдуловым в последние дни его жизни?

- Буквально за четыре дня до его смерти. Какая-то неприятная информация промелькнула в прессе. Я позвонил: «Сань, как ты?» Он: «Норма-а-ально». Но голос его мне очень не понравился. «А че там, — говорю, — в прессе пишут?» Он: «Да не обращай внимания». Поболтали о том, сем. Важно, что Саша знал: его помнят, любят…

- Вы ездили на похороны?

- Не смог. Четвертого января у меня подскочила температура до сорока градусов. Куда уж ехать. Может, успею на девять дней… Важно, чтобы мы не перестали интересоваться судьбой его ребенка, жены. Заботиться о них, как это делал бы сам Саша.

- Александр Гаврилович любил приезжать в Киев?

- Он бывал здесь в основном у меня в гостях или на гастролях с театром. Естественно, тут же звонил, и мы шли в ресторан.

- Что он любил есть?

- Я всегда презирал Сашино пристрастие к еде: он с детства обожал пельмени. Это его основная пища. Поэтому, приходя в ресторан, я сразу же говорил: «Пельмени будешь есть дома».

- Вы не планировали еще снять фильм с его участием?

- Нет. Это Саша все время выдвигал какие-то идеи. А я ему говорил: «Саня, я тебе помогу, но это не мое!» Он очень хотел сниматься!.. Сейчас перечисляют фильмы, в которых снимался Абдулов, но почему-то среди них нет моих. Хотя многие артисты считают, что, скажем, роль в «Поцелуе» — одна из лучших актерских работ Саши.

- А трогательный «Храни меня, мой талисман» с Олегом Янковским и Татьяной Друбич?

- Да-а-а… Я понимаю, что все это не кассовые картины. Но в карьере Абдулова выделяю только фильмы Марка Захарова и ленту «Гений». Он там замеча-а-ательный! Все остальные его хорошие работы в кино приписываю себе.

- И правильно поступаете. Вы смотрели режиссерский дебют Абдулова «Бременские музыканты и Кб»?

- Конечно, Саша показывал мне еще не законченный материал. Мне эта работа показалась не очень серьезной. Но количество вложенного труда колоссально…

- … и денег. Говорят, это страшно дорогой проект.

- Ну, Саше давали деньги. Спонсоры с удовольствием шли ему навстречу. Его любили, поэтому никогда не возникало проблем. Если Саша снимался в каком-нибудь фильме, у него обязательно тут же находились спонсоры. Некоторые режиссеры, возможно, этим пользовались.

- Он был привередлив на съемочной площадке? Требовал отдельную гримерку, лучшую гостиницу, машину?

- Не было ничего такого. У него самого была машина, он обожал водить. Снимаясь в «Леди Макбет», месяц провел со мной под Москвой. Мы выезжали на его авто. Он любил порулить, иногда лихачил. Саша рассказывал, что в году 1980-м его как-то остановил гаишник. Спрашивает: «Ваши права?» А Абдулов, как он говорил: «Всегда ездил, но ленился пойти за правами». У него была машина с доверенностью на имя бывшей жены Иры Алферовой. В общем, милиционер его не узнал. Но Саша на всякий случай таскал с собой фотографию, где они были вместе с Ирой. Показал ее милиционеру, и тот его отпустил.

- Права потом получил?

- Вряд ли! Сомневаюсь, чтобы Саша куда-то пошел что-то получать… Он был выше всяких меркантильных тем. Как многие артисты, любил широкую жизнь, имел массу денег и… проигрывал их в казино!

- Ему не везло?

- Почему? Бывало, выигрывал. Саша — человек азартный. Безусловно! Просто эдакая АЭС! Настоящая атомная электростанция! Если есть Саша, значит, есть энергетика в компании.

- Почему же судьба бьет по самым, казалось бы, живучим людям?

- Да, несмотря на то, что у Саши были планы, идеи… Просто он, в отличие от нас, параллельно с ним существующими, успел прожить несколько жизней… (Вздох. ) Я дал в «Ленком» телеграмму: «Как же так? Мы ведь так его любили, так надеялись! Какая несправедливость!.. »

- Это правда…

- Ничего не помогло.

 

570

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів