ПОИСК
Культура та мистецтво

«В КГБ мне сказали, что могу забыть о театре и кино»: девять дней назад ушел из жизни Сергей Юрский

11:04 16 лютого 2019
Сергея Юрского при жизни называли лучшим Бендером всех времен и народов. Известного советского актера, игравшего на сценах Большого драматического театра в Питере и в театре имени Моссовета в Москве, любили, уважали и даже немного побаивались. Сергей Юрьевич никогда не боялся говорить правду — ни на сцене, ни в жизни. Он смело высказывался о политике советского государства в далеком прошлом и не молчал в 2014-м, говоря об Украине.

Несмотря на преклонный возраст — 83 года — Сергей Юрский продолжал выходить на сцену Театра имени Моссовета, где давно уже работал и как режиссер. В конце декабря прошлого года Юрский попал в больницу с подозрением на какую-то инфекцию. В начале января его выписали, но в театр он так и не вернулся.

Любимого многими зрителями актера не стало в ночь с 7-го на 8-е февраля. Он умер дома, в Москве. Врачи скорой помощи, приехавшие через десять минут после получения вызова, помочь Сергею Юрьевичу уже не смогли. Сердце великого актера остановилось.

Сергей Юрский говорил, что у него фамилия с украинскими корнями. Он вообще любил Украину и всегда с удовольствием приезжал сюда на гастроли. Да и просто так, отдохнуть вместе с супругой актрисой Натальей Теняковой и дочерью Дарьей. Бывая в Киеве, Сергей Юрьевич неоднократно давал «ФАКТАМ» интервью. Был нашим гостем и на прямой линии с читателями газеты. Признавался, что общение со зрителями придает ему сил. Известный актер всегда был очень сдержан в эмоциях и суждениях. Говорил тихо, немного картавя, но так искусно, что его хотелось слушать, не прерывая.

— Юрский — это псевдоним еще моего отца, — вспоминал Сергей Юрьевич. — Отец был и режиссером, и актером. Он умер давно — в 1957 году. А родился в городе Стародубе, который когда-то входил в состав Черниговской губернии. Настоящая фамилия моего отца — Жихарев. Он был из хорошей, добропорядочной, религиозной семьи. В те времена профессия актера считалась непрестижной, и отцу было неловко выступать под своей фамилией… А он был большим любителем театра! Поэтому и взял себе распространенную украинскую театральную фамилию. И мне она уже досталась на законных основаниях. Теперь вот дочь моя тоже Юрская. Считай, третье поколение.

— Известно, что отец был против вашего увлечения актерской профессией.

Он, действительно, меня предостерегал — и не просто предостерегал, а убеждал (активно убеждал) не заниматься этой профессией. Просто не верил в мои способности. Но потом, увидев меня в роли Хлестакова, поверил. И сказал: «Раз уж ты так идешь, то мой тебе совет: никогда не бросай актерскую профессию. Ты, может быть, займешься режиссурой, литературой, но никогда не оставляй актерскую профессию». Вот поэтому я и сейчас еще, ставя спектакль, играю почти во всех своих постановках. И пока что, как видите, тяну лямку. Может быть, потому и тяну. Может, потому и жив.

Правда, к актерской профессии Юрский пришел не сразу. Закончив среднюю образовательную школу в Питере с золотой медалью, поступил в университет на юридический факультет. И тут же записался в актеры университетского театра. Была еще одна мечта у Сергея Юрьевича — выступать на арене цирка. Он даже пробовал несколько раз свои силы на манеже, жонглируя и гарцуя на лошади. Но этот эксперимент оказался не особо удачным, и Юрский остановился на актерской профессии. Тем более что со второго курса его пригласили играть в Большой драматический театр (БДТ) имени Горького. А с третьего курса он уже перешел в театральный институт.

Читайте также: Сергей Юрский: «Испытываю ли страх перед смертью? Пожалуй, нет»

Юрский долгое время был ведущим актером БДТ и любимчиком Товстоногова. Потом это место занял приехавший из Киева Олег Борисов. А Юрский из театра ушел. Правда, не по собственному желанию.

— От великого Товстоногова, наверное, ни один актер не ушел по собственному желанию, — рассказывал Сергей Юрьевич. — Уход любого из театра всегда был катастрофой. Я ушел, потому что находился «под запретом». У меня никогда не было конфликта с руководителем театра на творческой или личной почве. Товстоногов всегда очень тонко чувствовал время.

— Что же тогда случилось?

— После гастролей в Чехословакии в 1968 году меня вызвали в КГБ и сообщили, что я могу забыть о театре, кино и телевидении, потому что «дискредитировал высокое звание советского человека» (в Чехословакии Большой драматический театр, где работал Юрский, показал пьесу «Цена» Артура Миллера, запрещенную в СССР. — Авт.). Поступил приказ сверху, и передо мной действительно закрылись все двери. Меня вынудили уехать из Питера в Москву. Приняли в Театр имени Моссовета, и то только благодаря некоторым авторитетным людям.

— Кто это был?

Ростислав Плятт поручился за меня на самом высоком уровне. За что я ему всегда был благодарен. Удивительно скромный был человек. Выбивал другим квартиры, а в свою защиту и слова не мог проронить. При этом обладал потрясающим чувством юмора.

Известно, что Юрский долгие годы был дружен с великой актрисой Фаиной Раневской. Он часто заходил к ней домой, становясь первым слушателем ее историй. Сергей Юрьевич был последним партнером и режиссером знаменитой актрисы.

— Я был последним режиссером Раневской, — рассказывал «ФАКТАМ» Юрский. — И партнером. Мы с ней сыграли последние ее спектакли. Два года играли «Счастье хорошо, а правда лучше» Островского. Я это описал в своей книжечке. Не только ее остроты, но диалоги, репетиции, как дело шло, как все это развивалось… Она была ко мне строга, иногда очень ругала, да и мне приходилось на нее наступать, потому что она была трудным человеком. Мы долго притирались. Но никогда в нашем общении не было налета казармы.

Я вообще переиграл со всей плеядой моих старших товарищей по БДТ — Копеляном, Стржельчиком, Мишей Даниловым, Эммой Поповой. Кстати, на сцене Театра имени Франко мы играли с Эммой «Беспокойную старость». Это было незабываемо! Очень разные люди, характеры, но ни об одном из них я не могу сказать: «Ой, я с ним просто не мог играть». Если же такие и встречались, с кем не очень приятно было играть, не стану называть. Их никак нельзя назвать большими актерами. Талант (настоящий, большой талант) делает человека притягательным во всех смыслах: и как партнера, и как сотоварища по путешествиям, и во всем остальном.

Около десяти лет Сергей Юрский играл роль Иосифа Сталина в пьесе «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина», поставленной в Школе современной пьесы. Многие не понимали странный выбор актера, но Юрский называл эту роль одной из самых любимых, театральных.

— Я никогда не занимался политикой и тем более никогда не хотел играть людей, которые эту политику делают, — признавался Сергей Юрьевич. — Другое дело, когда речь идет о личностях. Они могут быть политиками, художниками, писателями или совершенно незаметными людьми. Чтобы воплотить их образы на сцене, нужно отталкиваться в первую очередь от этого. Нельзя же, как на ярмарке, надевать маску и — вперед: я Черчиллем буду, а я — Сталиным… Сейчас часто подобное можно увидеть по телевидению. К искусству это не имеет никакого отношения.

Читайте также: Сергей Юрский: «Ненавижу комфорт. Он вредит искусству»

Юрский болезненно воспринимал события, происходящие в его стране. Он открыто выступал против войны в Чечне и призывал к освобождению режиссера Кирилла Серебренникова. Принимал участие в акциях протеста оппозиции, а в 2014 году высказался в поддержку Украины. Позицию России он называл «неожиданным и ужасным проявлением национального бескультурья».

— Сейчас Украина — это другая страна, — говорил Юрский. — А рассуждают о ней в такой тональности, по ночам в телепередачах Мамонтова или Соловьева: «Хотим — разгоним, хотим — защитим, а русский язык там должен быть». Ребята, это не ваше дело!

И все же главным в жизни Сергея Юрского было творчество. Он снимался, режиссировал, писал пьесы и рассказы. Говорил, что сцена — его первая любовь, но признавал, что истинную популярность получил, снимаясь в кино. Картины, в которых сыграл актер, давно уже стали киношедеврами: «Человек из ниоткуда», «Республика ШКИД», «Любовь и голуби», «Место встречи изменить нельзя». Но главной, пожалуй, стала роль Остапа Бендера в «Золотом теленке».

— Знаю, что моего Остапа называют лучшим Бендером в истории кинематографа, — говорил Юрский. — Прежде всего это заслуга режиссера Михаила Швейцера и замечательных актеров, которые снимались в фильме. К сожалению, многих из них уже нет в живых. Фильм Швейцера стал первой экранизацией знаменитого романа Ильфа и Петрова. В 1969 году картина заняла в прокате 17-е место по посещаемости — ее посмотрели почти 30 миллионов зрителей. Съемки были сложными. Группа моталась из одного конца Советского Союза в другой. Снимали в павильонах «Мосфильма», в городе Юрьев-Польский Владимирской области и его окрестностях (сцены в Арбатове и автопробег), в Одессе и Каракумах (эпизоды в пустыне).

Кстати, в картине вместо Зиновия Гердта, Евгения Евстигнеева, Леонида Куравлева могли сыграть совсем другие актеры. Например, на роль Бендера претендовали Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Арчил Гомиашвили (позже он сыграл Бендера в «12 стульях» Леонида Гайдая). Но роль досталась мне. Что интересно, чуть было не отказался от нее. Тогда я жил в Ленинграде. Мне позвонила жена Швейцера и пригласила в Москву на пробы. Я что-то начал объяснять о своей занятости. Но она так убедительно сказала: «Сережа, вас вызывает на пробы Швейцер. Швейцер! Вы поймите!» И я поехал и прошел пробы.

Но я не хотел бы остаться актером только этой роли. Хотя Бендер — один из моих любимых образов. Ведь он принес мне известность и любовь зрителей. Я и сам был влюблен в произведение Ильфа и Петрова, в режиссера и актеров.


* Потрясающая тройка актеров: Сергей Юрский (Остап Бендер), Зиновий Гердт (Паниковский) и Леонид Куравлев (Шура Балаганов). Кадр из фильма «Золотой теленок»

— Говорят, после роли Остапа вы стали собирать игрушечных коров.

И телят. Это такая шуточная коллекция. Мы коллекционируем игрушки вместе с женой Наташей. Мне очень нравятся эти животные. Но вообще все это шутка. Мне кажется, сейчас любое коллекционирование лишено смысла. Столько всего производится. Вещи, которые раньше невозможно было достать, продаются на каждом углу.

Вспоминаю, с каким ажиотажем мы в детстве собирали марки. Достанешь одну марку Боснии и Герцеговины 20-х годов, а потом полгода ищешь такую же, только другого цвета. А если попадалась марка с картиной Васнецова, а через пару лет кто-то находил к ней Пикассо — это было такое событие! А сейчас все продается и покупается, были бы деньги, можно сразу всю коллекцию приобрести. Теперь это просто вложение денег. По-моему, бессмысленное.

Читайте также: Во время съемок фильма «Любовь и голуби» артисты поехали пообедать в ресторан, но Сергея Юрского в гриме швейцар не пустил, заявив режиссеру Владимиру Меньшову: «Этот пьяница пятый день здесь околачивается!»

Сергей Юрский признавался, что в семейной жизни ему крупно повезло. Первой супругой актера была Зинаида Шарко. После расставания с ней он встретил Наталью Тенякову, с которой прожил более сорока лет.

— Я испытал в жизни много простых человеческих радостей, — признавался актер и режиссер. — У меня есть жена, дочь, внуки, за взрослением которых с удовольствием слежу. Узнал все прелести нашей вялотекущей жизни. Но в весьма ограниченных дозах, потому что работа всегда была на первом месте. Вдумайтесь только: больше пятидесяти лет я регулярно выхожу на сцену! Это вам не шутки.

Народного артиста РСФСР Сергея Юрского похоронили в Москве на Троекуровском кладбище на так называемой Аллее актеров.

Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что в Москве на 69-м году жизни умер народный артист России, певец и актер Сергей Захаров, уроженец украинского города Николаев.

*На фото в заголовке: Сергей Юрьевич в «ФАКТАХ» на прямой линии. Фото из архива «ФАКТОВ»

3430

Читайте нас у Telegram-каналі, Facebook та Twitter

Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів
 

© 1997—2022 «Факти та коментарі®»

Усі права на матеріали сайту охороняються у відповідності до законодавства України.

Матеріали під рубриками «Офіційно», «Новини компаній», «На замітку споживачу», «Ініціатива», «Реклама», «Пресреліз», «Новини галузі» а також позначені символом публікуються у якості реклами та мають інформаційно-комерційний характер.